Чувства детей и секреты воспитания

Любому человеку случалось хотя бы единожды испытать чувство вины. Данное переживание также естественно для людей, как и другие, встречающиеся среди них — агрессия, страсть, огорчение. Понимание своей вины приходит к любому из нас, когда нарушается какая-либо моральная норма или нравственный канон, когда приходится отступать от того, что должно, от того, чего ждут от тебя окружающие, — ждет общество.

Чувство вины как личностное качество

Формируется в детском возрасте, когда ребенком осознаются и усваиваются многие нормы и санкции общества.



Это переживание сопутствует человеку в течение всей жизни и возникает в различных ситуациях, когда он вынужден отказаться от необходимой личной ответственности. Чувство вины как личностное качество формируется в детском возрасте, когда ребенком осознаются и усваиваются многие нормы и санкции общества.

Проблема переживания чувства вины у детей является одним из наиболее важных вопросов психологии. Этому вопросу уделялось значительное внимание в исследованиях общетеоретического и прикладного плана. Зарубежные психологи (Д. Майерс, Г. Саймон, Р. Чалдини, Т. Шибутани) указывают, что в основе чувства вины лежит мотивация помогающего поведения, имея в виду ожидания людей о том, что их помощь другим уменьшит вероятность ответственности в будущем.

Зигмунд Фрейд

Отец теории психоанализа, З. Фрейд, отмечал, что поведением любого человека руководят инстинкты, которые заложены в его природе от рождения. Это сложные врожденные поведенческие реакции, возникающие в ответ на действия со стороны – будь то поступки других людей, либо изменения окружающей обстановки.

Фрейд считал, что столкновение разных инстинктов с социальными запретами порождает чувство вины. По мере взросления ребенка инстинкты проявляются по-новому – иначе, чем в детстве. В различных вариациях при столкновениях с тем или иным ограничением или правилом, личность вынуждена подстраиваться и менять свое поведение, сдерживая свои первозданные порывы. Это во фрейдовской теории рассматривается как направление «либидиозной» активности на какие-либо иные задачи – полезные для людей (создание стихов, рисунка, скульптуры и другого продукта). Только так человек может избавиться от чувства вины.

А. Адлер

Новый взгляд на чувство вины предлагает А. Адлер. По его мнению, в основе чувства вины всегда есть желание уйти от напрягающих ситуаций, связанных с тревогой. Чтобы избежать их, человек стремится примкнуть к какому-нибудь обществу – группе единомышленников и занять среди них свое место. Чувство вины приходит к нему, если по разным причинам не удается добиться этой позиции.

Откуда чувство вины у ребенка?

Отечественные психологи связывают чувство вины с конкретной внешней (семейной) ситуацией. Такие ситуации связаны с оценкой родителями действий ребенка:

«Так нельзя!», «Ты – плохой мальчик», «Противная девчонка!»

Хорошо, если ребенок при этом получает какие-либо объяснения взрослого, что позволяет ему понять недопустимость тех или иных поступков. Гораздо хуже, если родитель просто срывает на нем плохое настроение и делает это регулярно. В результате у ребенка формируется безотчетное гипертрофированное чувство вины, уменьшить которое ему не удается, пока он не сделает что-либо в угоду другого человека – матери, отца, брата, сестры, соседа, учительницы…

Ребенок становится угодником чужих потребностей и желаний, забывая подумать о себе, — своей жизни, своей личности. Так формируется поведение жертвы.

С другой стороны, эмоциональное неблагополучие типа чувства вины наблюдается у многих захваленных детей. Им свойственно претендовать на лучшие роли в группе сверстников, на получение каких-либо приоритетов. У этих детей в силу проживания в условиях потакания, подчеркивания родителями удач ребенка, создания для него тепличных условий. Ребенок при этом получает о себе неадекватно завышенное представление и желание следовать ему всегда и во всем. Но, к сожалению, на жизненном пути ему встречаются люди, которые указывают ему на его недостатки. В силу этого, у ребенка появляется внутренний конфликт, основанный на противоречии между идеальным образом «я» и реальными качествами. Это провоцирует чувство вины и его проявления – самобичевание, погруженность в себя, что может привести к комплексу неудачника.

Поэтому чувство вины – это устойчивое эмоциональное свойство личности, развивающееся под влиянием неблагоприятных отношений ребенка с родителями.

Как правило, чувство вины формируется под влиянием негативных факторов семейного воспитания. В этом смысле, чувство вины воспитывается, как состояние, как ожидание неблагополучия. Если оно очень сильное, то может вызвать пассивность ребенка. Родителям важно понять, что высокая интенсивность вины мешает ребенку добиться успеха в любой деятельности.



Оптимальная интенсивность чувства вины часто оказывает развивающее влияние на личность ребенка. Только поняв свою вину, ребенок может проникнуться переживаниями близкого человека. Дитё в своей непосредственной радости всегда может невзначай нарушить покой матери (отца, бабушки, дедушки и т.д.). Увидев укоризненный взгляд, получив замечание, оно на миг успокаивается, но детская радость требует выхода. Только увидев измученное родное лицо и необычно холодную плиту в часы ужина, осознает взаимосвязь между своими действиями и состоянием родного человека. Как следствие этого понимания возникает желание загладить свою вину. Мудрый взрослый найдет такую возможность для ребенка – позволит погладить по голове, принести стакан воды, а не накричит, как обычно. Ребенок, осознав свою вину, чувствует ответственность за те или иные действия/бездействия: разбил чашку, получил двойку, порвал штаны.

Чувство вины часто возникает в школе, даже в идеальных условиях обучения.

В целом, можно отметить, что любой процесс познания может активизироваться именно чувством вины, которое подпитывается мотивами морального долга и сочувствия. Реализация данных мотивов сопровождается позитивными чувствами морального удовлетворения, самоуважения, повышением самооценки, так как при этом у ребенка снижается интенсивность вины. Тем более, если есть конкретный результат – прощен за разбитую чашку, получил пятерку, починил штаны.

Высокая интенсивность чувства вины (его чрезмерность) связана с невозможностью реализации мотива морального долга, осознание чего вызывает у ребенка ощущение недостойности своего поведения, пониженное самоуважение. То есть ребенок не находит возможности поговорить о разбитой чашке, получить пятерку, починить штаны. Причины этого разные в каждом конкретном случае. Например, мама не услышала ребенка, не поняла его желание загладить свою ошибку: накричала, и – все. В школе учительница не увидела поднятой руки. Штаны также не удалось починить, так как невозможно уединиться – всевидящее око матери мешает сосредоточиться, чтобы держать иголку в руке.

Пути избавления от чувства вины

Зарубежные психологи показывают различные пути избавления от чувства вины.

К. Хорни

Подчеркивает, что у личности есть масса невротических потребностей, при помощи удовлетворения которых, человек стремится избавиться от чувства вины. Это – потребность нравиться другим, потребность власти над ближними посредством своего интеллекта, потребность в любви, социальном признании и противоположная — оставаться незамеченным, потребность в независимости и др. Но данные потребности невозможно насытить, полностью удовлетворить, поэтому от чувства вины нет путей избавления.

С. Салливен

Предлагает воспринимать личность как систему, которая колеблется между пределами – состоянием покоя и высшей точкой напряжения. Часто источником напряжения при этом служит чувство вины. Впервые появившись у ребенка, когда он только начинает проявлять свою активность и, следовательно, получать за это негативную реакцию со стороны (мамины замечания, шлепки и подзатыльники, свои первые удары и разочарования), это переживание идет с ним по жизни, в какие-то периоды ослабляясь, в какие-то – усиливаясь. И всегда личность стремится избавиться от этого чувства, придумывая себе разные теории и оправдания — «динамизмы» — способы этого избавления.

Э. Фромм

Трактует данную проблему иначе. В его теории чувство вины – основа многих изменений в развитии человеческого общества. Ведь поведением многих людей (группировок, слоев общества) руководит стремление избавиться от дискомфорта, связанного с ним. То есть Фроммом вина рассматривается в глобальном плане.

В средневековом обществе с его неразвитым производством человек не был свободен от вещей и от людей. С развитием производственных отношений появляется свободный индивид, потерявший связи с природой и людьми. Испытывая чувство вины, он стремится убежать от этой свободы. Современный человек видит выход в бегстве от своих чувств, желании изжить их и снять с себя это гнетущее напряжение. Фромм считает, что такое «бегство», только маскирует чувство вины, но полностью не избавляет от него. Он указывает позитивный путь такого избавления – обретение себя в любви и активности (работе).

Таким образом, без чувства вины нельзя воспитать подлинную гуманность человека. Без него нет ответственности и настоящей нравственности, моральных поступков, так как именно оно позволяет осознать нормы общества.

Но чрезмерное чувство вины оказывает пагубное влияние на формирующуюся личность ребенка.

Ведь его высокая интенсивность – причина появления личностных комплексов: комплекса жертвы, комплекса неудачника, комплекса неполноценности. Так что секреты воспитания в том, чтобы соблюдать меру в формировании чувств вины у детей. И они всегда в руках родителей!

Рекомендуем посмотреть видео по теме:

Чувства детей и секреты воспитания
5 - Оценок: 5



Понравилась статья? Поделитесь :)